воскресенье, 23 февраля 2014 г.

Рождество в Черногории и Сербии. Достопримечательности Подгорицы и Требинье.


   Утром перед Рождеством я проснулась от грохота ружейных выстрелов и громких мужских голосов. В страхе, что началась война, вскочила и подбежала к окну.
К моему удивлению, все стихло, на улице было темно и стояла гробовая тишина, будто ничего и не было. Видимо, приснилось...

   Я вернулась в теплую постель, и вдруг опять послышались выстрелы. Кошка нервно прислушивалась. Это точно не был сон.
В тревоге, от одного окна  к другому я пробегала все утро. Солнце залило комнату светом и уже не было смысла пытаться заснуть, тем более, после такого бодрого пробуждения. А муж тихонько спал как ни в чем не бывало. Он очень удивлялся, слушая мой рассказ, медленно попивая свой утренний кофе.

   Месяц  проживания в Черногории пролетел как один день и по правилам визового режима, мы должны были пересечь границу любой страны и вернуться обратно.  На этот раз была запланирована поездка в Боснию и Герцеговину в живописный городок Требинье.
Отпраздновать Рождество в новой для нас стране – звучало заманчиво.
Выйдя за дверь, мы наткнулись на крону дерева, которого вчера здесь вроде не было. А может, мы его не замечали? Не мог же такой высокий дуб вырасти за одну ночь?! Аккуратно обойдя ветви, мы спустились вниз и увидели, что дерево срублено и прислонено к лестнице. Пожав плечами, побрели к автобусной станции.


   Повсюду продавали срубленные деревья и ветки. Такое же стояло у нашего дома. Я подумала, что это похоже на вербное воскресенье. Загадочное выдалось утро…
/В конце статьи я расскажу о традициях празднования Рождества в Черногории и других странах бывшей Югославии/.

   Наш путь лежал через Подгорицу, столицу Черногории.
В автобусе играла сербская музыка, а за окошком попеременно мелькали морские и горные пейзажи.





На Скадарском озере тихо перешептывались рыбачьи лодки.


Дома Вирпазара отражались в зеленой воде. Действительно, чем-то похоже на Венецию.



Кипарисы, словно солдатики выстроились и вытянулись будто перед генералом.


   Стояла теплая погода и наш путь казался приятным приключением. Час пролетел незаметно и скоро автобус прибыл на станцию.
В Подгорице мы были впервые. В нашем распоряжении было четыре часа, чтобы посмотреть достопримечательности. Город нас встретил чистыми улицами.





Вот так декорирован фасад ресторана "Рембрандт"


   Мы пришли в центр города. На площади  Республики находится Национальная библиотека Радосава Люмовича, одна из самых значительных в стране.


    По меркам Черногории, Подгорица - довольно крупный город, в котором много живописных мест и достопримечательностей, одна из которых – памятник знаменитому русскому поэту и певцу Владимиру Высоцкому. Он стоит на постаменте, как на сцене, босой и с гитарой в руке.  




На памятнике высечено последнее четверостишие из стихотворения Высоцкого.  

Водой наполненные горсти
Ко рту спешили поднести -
Впрок пили воду черногорцы
И жили впрок — до тридцати.
А умирать почетно было
Средь пуль и матовых клинков,
И уносить с собой в могилу
Двух-трех врагов, двух-трех врагов.
Пока курок в ружье не стерся,
Стреляли с седел, и с колен, -
И в плен не брали черногорца -
Он просто не сдавался в плен.
А им прожить хотелось до ста,
До жизни жадным, — век с лихвой, -
В краю, где гор и неба вдосталь,
И моря тоже — с головой:
Шесть сотен тысяч равных порций
Воды живой в одной горсти…
Но проживали черногорцы
Свой долгий век — до тридцати.
И жены их водой помянут,
И прячут их детей в горах
До той поры, пока не станут
Держать оружие в руках.
Беззвучно надевали траур,
И заливали очаги,
И молча лили слезы в травы,
Чтоб не услышали враги.
Чернели женщины от горя,
Как плодородная земля, -
За ними вслед чернели горы,
Себя огнем испепеля.
То было истинное мщенье -
Бессмысленно себя не жгут:
Людей и гор самосожженье -
Как несогласие и бунт.
И пять веков, — как божьи кары,
Как мести сына за отца, -
Пылали горные пожары
И черногорские сердца.
Цари менялись, царедворцы,
Но смерть в бою — всегда в чести, -
Не уважали черногорцы
Проживших больше тридцати.

Мне одного рожденья мало -
Расти бы мне из двух корней…
Жаль, Черногория не стала
Второю родиной моей.


Монумент создан скульптором Александром Таратыновым. Он был подарен Россией. Его поставили в 2004 году в очень живописном месте  на берегу реки Морача, через которую перекинут мост «Миллениум», объединяющий Новый и Старый город.  


 А это сооружение называется "Московский мост". Строился он по проекту русских архитекторов в честь российско-югославского сотрудничества и многовековой дружбы двух народов.



Авторству Таратынова принадлежит и памятник Пушкину, установленный в центре Подгорицы. Александр Сергеевич написал несколько строк о черногорцах, которые высечены на одной из плит перед памятником:

"Черногорцы? Что такое?
Бонапарте вопросил,
Правда ль: Это племя злое,
Не боится наших сил..."


Сцена композиции казалась очень живой. Шелестя опавшими кленовыми листьями, пара прогуливалась по парку. Наталья Николаевна Гончарова утомилась и присела на скамейку. Александр Сергеевич решил прочитать супруге стихотворение. 
 


   Петар II Негош (один из правителей Черногории) любил А. С. Пушкина и называл его «счастливым поэтом великого народа». А после гибели Пушкина, отслужил молебен и написал стихотворение «Праху А. Пушкина».
   В парке мы нашли памятник этому владыке. Он был реформатором и  способствовал превращению Черногории в независимое современное государство. Автор многих поэм и стихотворений. Считается самым выдающимся поэтом сербской литературы. Он сумел возобновить тесные связи с Россией как государственные, так и церковные. Негош дважды побывал в Петербурге: в 1833 г., когда свершилась его хиротония во епископа в присутствии Его Величества Императора Николая I, и в 1837 году. Предположительно, в это же время ему удалось посетить могилу А.С. Пушкина.


Черногорцы очень любят Петра Петровича, поэтому его портрет встречается довольно часто.


Недалеко от памятника Пушкину величественно смотрит вдаль другой правитель - Николай I Петрович Негош, единственный в истории Государь независимого королевства Черногория.


Отсюда открывается красивый вид на старый город Подрогицы - Стара Варош и руины крепости Депедоген периода Османской империи, которая находится на другом берегу реки Рыбница.


   



Здесь много живописных мест, которые можно использовать для фотосессии на тему фей и эльфов.

  

 

На территории турецкой крепости теперь живут черногорцы.


Если приглядеться, в этом саду можно заметить созревшие плоды хурмы, висящие на голом дереве. Смотрится довольно странно. 



Здесь есть несколько мечетей.



Домики в старом городе не привлекают внимания - милая деревенька.




Выходя из старого города, я увидела, пожалуй, самый симпатичный дом, облицованный камнем.

Погода портилась, но у нас еще остался час и было решено дойти до торгового центра. Из всех магазинов запомнился большой книжный и выставка-продажа картин местных художников.


Выпив  кофе, побрели к автобусной станции.
По дороге мы обратили внимание на необычный памятник Икару из автомобильных рессор.




Неподалеку стоял забавный баннер. Слоган гласил "Зима - это вопрос восприятия. Премиум топливо в экстремальных условиях." Обычно в это время в Подгорице бывает снег, но эта зима выдалась  теплой. В этих не "экстремальных" условиях баннер смотрелся довольно комично. Если у вас хорошее топливо, вам не страшны холода... которых нет.


 Солнце садилось, а мы направились в Боснию и Герцеговину навстречу новым впечатлениям.


   На этот раз с комфортом в автобусе повезло меньше. Пришлось занять места в конце салона, где мы пересчитали каждую кочку. Границу прошли очень легко - штампы и все готово. Поездка длилась три часа. В Боснию и Герцеговину мы прибыли в девять часов вечера и сразу почувствовали Рождественское настроение. В городе Требинье было гулянье. Мы дошли до площади в Старом городе. В костре горели дубовые ветки, раздавали горячий глинтвейн, который помог согреться. Оркестр на сцене играл веселую мелодию, под которую резвились детишки. Царила атмосфера праздника.


Чуть позже начался фейрверк. Надо отметить, он был великолепный!



Позади был трудный путь и хотелось отдохнуть. В центре города находится отель "Леотар", на нем и остановились. Ничего особенного, но здесь было чистенько и тепло.




Нам нужно было успеть на единственный автобус в восемь часов утра. Мы встали в шесть, позавтракали и поспешили на прогулку по городу, который еще спал после ночного веселья.


Было тихо.


Требинье оказался очень уютным городком. Его история началась с античных времен. Здесь находится село Мрконичи, в котором родился Святой Василий, основатель монастыря Острог в Черногории.



 А вот популярное кафе "Платаны" в Старом городе, в котором вчера был аншлаг. Примерно сто лет назад здесь посадили шестнадцать деревьев - платанов, получился сквер. Теперь здесь кафе на 500 мест, в котором готовят хороший и недорогой кофе. Летом эти деревья покрыты листвой и образуют прекрасную тень.






Монумент уже известному нам Петру Петровичу Негошу, властителю и просветителю.


 Мы прогулялись по прекрасному парку.



Дошли до Собора Святого Преображения Господня, построенного в 1908 г. Архитектурный стиль свидетельствует о некотором влиянии неоготических и неовизантийских мотивов.
 

   На одной из стен храма есть мемориальная доска, которая гласит "Савве Владиславичу, графу Илирскому, Тайному Советнику Петра Великого, русского царя, послу в Пекине и в Риме, герцеговинцу… - в память от благодарных за его труды по освобождению Балкан". Серб Савва Владиславич в России был известен как  Рагузинский. Состоял при дворе Петра I, докладывал секретную информацию российским послам в Османской империи, был дипломатом в Италии. Именно Савва Владиславич привез монарху Ибрагима Петровича Ганнибала, прадеда А. С.  Пушкина! В 1738 г. он  был похоронен далеко от своей родины, в Санкт-Петербургской Александро-Невской Лавре.




   Основным сербским биографом Саввы Владиславича стал дальний потомок рода Владиславичей, поэт, дипломат - Йован Дучич. Он написал книгу "Граф Савва Владиславич. Серб-дипломат при дворе Петра Великого и Екатерины I".
Каждый год в Требинье проходит традиционный фестиваль «Требиньские летние торжества», который завершается «Дучичевскими вечерами поэзии». Писатели и поэты представляют свои произведения местной публике, которая выбирает того, кому будет вручена награда имени Йована Дучича. В парке есть памятник этому литератору.


 

 Один из почитателей его таланта даже изобразил его портрет на стене здания.


Православная церковь.






 
Здание библиотеки.



Город начал просыпаться, дворник подметал улицы. На площади тихо догорал костер и нам нужно было прощаться с Требинье.


Конечно, мы не успели увидеть все достопримечательности этого городка, среди них красивый Мост Арсланагича 16 века.



Но у нас будет предлог вернуться в этот милый городок. На станции ждал автобус...


День был солнечным, когда мы выезжали из города.

 

С горы спускался туман, совсем как в песне.


Это смотрелось очень красиво, будто белоснежное облако спустилось и решило, что в такой солнечный денек грех не искупаться в реке.


 Мы потихоньку приближались к загадочным местам, полным японской недосказанности



и неожиданно вспорхнули  над туманами, а там... горы.
Мы почувствовали себя Олимпийскими Богами.









Кто-то мирно пасется на лужайке :)


В Никшиче наш водитель увидел старого знакомого за рулем другого автобуса. Как это принято у черногорцев, остановился и поговорил минутку. Так образовалась пробка, но люди терпеливо ждали. Куда им спешить?


Приехав в Подгорицу, купили билеты на поезд до Бара. Прибыл поезд, украшенный дубовыми ветками.



   Это мне напомнило обещание рассказать о том, как здесь справляют самый большой семейный праздник - Рождество «Божич», с которым связано множество интересных обычаев. 

   К нему начинают готовиться с конца декабря. Хозяйки кладут семена пшеницы в посуду на влажную вату, оставив в середине пустое место для подсвечника. За семь дней семена дают зеленые стебельки. В день сочельника в пустое пространство ставят свечку, которая зажигается во время постного обеда, а вокруг пшеницы раскладывают угощение из сухофруктов, орехов и меда. Слово «сочельник» происходит от старо-славянского «сочиво» - пшеничные зерна, размоченные водой.

   Рождеству предшествует сорокадневный пост.  За два дня до Рождества закалывают свинью, барана, гуся или индейку. В этот день не наказывают детей, считается, что в противном случае они будут непослушны целый год.

   Сочельник в Черногории называется "Бадни дан". В этот день вся семья встает до восхода солнца. Мужчины выходят во двор с ружьями и выстрелами объявляют о походе в лес (именно они меня и напугали тем утром). Глава семьи должен тремя ударами топора срубить молодой дуб и принести его к дому на своих плечах. Из него вырубают полено, которое называется "Бадняк". Изначально это языческий славянский дух уходящего года, символ вредоносного начала. Его обязательно торжественно предают огню. 
 
В интернете я нашла подходящее изображение этого духа.
По православной версии Бадняк символизирует полено, которое пастухи принесли в дар праведнику Иосифу, для того, чтобы согреть холодные ясли, где родился Спаситель. Другой смысл бадняка – крест, на котором распяли Спасителя. 
Поэтому он заносится не только в дома, но и в церкви. А позже его сжигают священники на площади города.


   Сейчас многие уже не ходят в лес, а покупают бадняк на рынке утром перед Рождеством. Пока мужчины выбирают дерево, женщина готовит рождественский хлеб, в который перед выпеканием помещает символические предметы: монетку, лист оливы и кусочек дерева.  В этот день готовятся все блюда для празднования Рождества.

   Утром 7 января вся семья идет в церковь на Богослужение, после чего все приветствуют друг друга словами: "Христос родился!", а в ответ слышат: "Воистину родился!" и собираются на семейном обеде. На столе среди праздничных яств часто  присутствует и салат "Оливье", называемый здесь "руска салата". В начале обеда хозяин вносит "печеницу". Это блюдо представляет собой крупные куски мяса барашка, приготовленные в печи. Достав из печеницы сердце, хозяин раздает по кусочку его всем членам семьи. К окончанию трапезы каждый отломит по кусочку того пирога с сюрпризами, называемый "погачи" и посмотрит, кому что достанется. Получивший кусочек дерева отличится крепким здоровьем, обладатель листка оливы будет отвечать за мир в семье целый год, ну а монетка принесет счастье.

   Женщины в этот день проводят время в кругу семьи. Первым в дом должен зайти мужчина, его называют «положайник». Он берет веточку бадняка и водит ею в камине, вызывая как можно больше искр, что принесет в дом достаток. На следующий день женщина смело идет поздравлять родственников. После Рождества празднования продолжаются. С 13 на 14 января встречают Православный Новый год. Затем с 19 по 27 января несколько церковных праздников.  

   Уже известный нам великий сербский поэт, духовный и светский владыка Черногории, Петар II Петрович Негош писал: 
"Нема дана без очного вида, нити праве славе без Божича".
На просторах интернета предлагается такой перевод: 
 "Дневной свет не существует, если его нельзя увидеть глазами, так и никакой праздник не сравнится с Рождеством".

Мне кажется этот перевод неверным. Возможно, мой вариант ближе к истине, ведь важно передать смысл, а не предложить подстрочник:  
"Как нельзя увидеть дневной свет, если ты слеп, так без Рождества и Православия нет". 
Друзья, предлагаю обсудить варианты перевода фразы на сербском языке в комментариях!


Другие статьи о Черногории:

Из Черногории в Албанию. Шкодер, крепость Розафа.
Расписание мероприятий в рамках "XXVII Фестиваля "Барская летопись 2014". Черногория. 
Фестиваль "Барская летопись", видео с концертов в июле. 
Ярмарка в Баре. 2014 г.
Переезд в Черногорию. Первая неделя.

Комментариев нет :

Отправить комментарий